23-24-73
22-42-57

 

Пон - Пт: с 10.00 - 19.00
Сб - Вск: с 10.00 - 18.00

Жульнический маркетинг

С начала года в городе зарегистрировано 200 случаев мошенничества.

Пресс-конференция в ЦПИ "Библиотека Крашенинникова" носила профилактический характер, направленный против воров и обманщиков. В разговоре принимали участие начальник отдела по борьбе с мошенничествами УМВД России по Магнитогорску Артём Бельков и специалисты группы по взаимодействию со СМИ Мария Морщакина и Николай Жвыкин.

Предупредительные меры более чем актуальны, несмотря на снижение этого вида преступности - более чем на 20 процентов. С начала года в городе зарегистрировано около 200 случаев мошенничества, большая часть которых связана с использованием мобильных телефонов и виртуальной Сети. Интернет-преступления касаются кражи денег с банковских карт. Жертвами криминальных деяний становятся в основном пенсионеры.

- Преступления совершают люди из других регионов, а также осуждённые, отбывающие срок наказания в местах лишения свободы, - подчеркнул Артём Бельков. - Подобные деяния с трудом поддаются раскрытию и расследованию, требуя больших временных затрат.

Артём Иванович назвал начальные цифры номеров телефонов, с которых обычно поступают "преступные" звонки: 8495 или 8800. Как правило, они не вызывают у магнитогорцев подозрений. Мошенники представляются сотрудниками безопасности банка, спрашивают номер карты, три кодовые цифры на обороте пластика и пришедший по смс пин-код. Эти данные позволяют злоумышленникам войти в личный кабинет онлайн-банка. Жулики могут прислать ложное смс-сообщение на мобильный по вайберу, ватсапу о якобы блокировке банковской карты либо написать, что со счёта клиента происходит списание денег. Чтобы приостановить "воровство", жулики просят перезвонить на абонентские номера, которые также начинаются с названных цифр.

- Не раз говорили, что сотрудники банка никогда не звонят клиентам, не спрашивают личную информацию: номер карты, три цифры на обороте карты и пин-код, пришедший по смс, - подчеркнул майор Бельков.

Не менее распространённый вид мошенничества - лживые сообщения по стационарному телефону. Несмотря на то, что о подобных случаях обмана несколько лет не устают твердить СМИ, находятся люди, готовые верить в то, что неизвестный абонент действительно сотрудник полиции, который прекратит дело против "попавшего в ДТП родственника", если получит деньги. Ранее подобная схема надувательства имела иной характер: звонивший слезно просил бабушку или дедушку срочно передать деньги и спасти его от тюрьмы. Изменившийся голос объяснял травмой, полученной во время аварии. Молодёжь понимает абсурдность ситуации, но пожилые люди доверчивы, к тому же, ими движет стремление помочь попавшему в беду родственнику. Совет прост: прежде чем собирать деньги, следует перезвонить внуку или внучке, а затем набрать номер полиции.

Мария Морщакина отметила, что обман с якобы попавшим в ДТП родственником стар, как мир, но до сих пор уловка "работает", множа ряды обманутых. Николай Жвыкин рассказал о раскрытых преступлениях, уголовные дела по которым направлены в суд. В прошлом году установили причастность к телефонным мошенничествам лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Краснодарского края и Челябинской области. Осуждённые обманывали пожилых людей. Следствие вменило жуликам десять эпизодов преступной деятельности.

- Сотрудники отдела уголовного розыска УМВД Магнитогорска установили 36 мошеннических эпизодов, которые были совершены женщиной, заявившей о продаже якобы "брендовых" товаров из США и Западной Европы, - сообщил Николай Александрович. - Ущерб составил миллион 300 тысяч рублей. Максимальная санкция статьи по предъявленному обвинению предусматривает лишение свободы до пяти лет.

Благодаря сотрудникам уголовного розыска отдела полиции "Правобережный" за решёткой оказался мошенник, похитивший дорогой инструмент. Он взял электродрель в аренду на сутки, но в оговорённое время инструмент не вернул. Подозреваемого задержали, им оказался магнитогорец 1987 года рождения. Ранее он привлекался к уголовной ответственности. Жулик сознался, что дрель стоимостью 35 тысяч рублей сбыл, а деньги потратил. В суде обвиняемого взяли под стражу, он может провести в местах лишения свободы пять лет.

На прошлой неделе "Магнитогорский металл" сообщил о мошенницах, жертвой которых стала пожилая женщина, лишившаяся более 200 тысяч рублей. Жулики в юбках представились социальными работниками, сообщили бабушке о якобы денежной реформе и убедили обменять накопления на "новые" деньги, которые оказались сувенирной продукцией с надписью "Банк приколов".

У обманщиков довольно разнообразное амплуа: они могут представляться почтальонами, работниками ЖКХ, газовщиками. Липовые соцработники рассказывают о денежной реформе, предлагая обменять старые купюры на новые

- Злоумышленники активно используют сайты "Авито", "Юла", где размещают объявления о продаже товаров и услуг, - продолжает рассказывать Артём Иванович. - Обманщики звонят продавцу, сообщают о желании приобрести вещь, просят подойти к банкомату, подключить услугу "Мобильный банк" и похищают денежные средства. Обезопасить себя можно, не называя анонимному абоненту секретные данные карты. Мошенники выдают себя не только за покупателей, но и за продавцов несуществующих товаров, заявив о низкой стоимости вещи. Неосмотрительные люди переводят деньги, но вещей не получают, а продавец вскоре исчезает. Предотвратить преступление можно, прибегнув к системе безопасной сделки. Необходимо изучить информацию о продавце, которая имеется на его странице: время регистрации на сайте и число размещённых объявлений.

В последние годы злоумышленники освоили новый способ обмана: предлагают внести деньги на покупку криптовалюты биткойн. Человек, перечисливший деньги, имеет возможность видеть в личном кабинете банка находящуюся на его счету сумму, но никакие операций с деньгами производить не может.

Ещё один способ интернет-обмана - использование преступниками сайта-двойника. От подлинного ресурса его отличает дешевизна товаров. После перевода денег обманный сайт перестает работать. Подобные воровские площадки создаются на зарубежных хостингах, что затрудняет расследование уголовного дела. Чтобы не стать жертвой лиходеев, товары следует покупать на проверенных сайтах, в крайнем случае, прочесть отзывы о незнакомом виртуальном магазине.

Наиболее частый случай мошенничества - взламывание личной страницы. Злоумышленники от имени пользователя пишут сообщения друзьям с просьбой занять денег. Лучший способ предотвратить обман - звонок другу.

Мошенники вольготно чувствуют себя не только в виртуальном пространстве, но и ловко орудуют в реальном мире, используя суеверие жертв. Подобные преступления совершают лица цыганской национальности. Психологические приёмы и коммуникативные таланты проходимцы используют, чтобы запугать человека, заставив его "откупиться" от порчи и сглаза. Людей подкарауливают у зданий больниц, поликлиник или торговых центров. Одна из таких "провидиц", гражданка Молдавии, была задержана за серию подобных преступлений.

В завершение пресс-конференции сотрудники правоохранительных органов призвали студентов университета и колледжей быть осторожными, осмотрительными, не доверять анонимным абонентам, а также просили рассказать о видах и способах мошенничества старшим членам семьи. Запомнить информацию помог видеоролик о способах обмана, подготовленный УМВД Магнитогорска и студентами МГТУ.

Ирина Коротких

Яндекс.Метрика