23-24-73
22-42-57
Пон - Пт: с 10.00 - 19.00
Сб - Вск: с 10.00 - 18.00
Вчера, 1 февраля, в центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова» прошла пресс-конференция, посвященная проблеме мошенничества.
Спикерами на мероприятии выступили руководитель пресс-службы городского Управления МВД по Магнитогорску Мария Морщакина, руководитель Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг, член экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России, заместитель председателя Общественной палаты Магнитогорска Елена Фасахова, директор Проектной школы МГТУ имени Г. И. Носова Юлия Лактионова и ее подопечные – учащиеся 10-х и 11-х классов.
Руководитель пресс-службы отметила, что в 2021 году раскрываемость подобных преступлений составила около 30 %. Мошенники, как правило, настраивают свою жертву, что не нужно никуда обращаться, а переписку лучше удалить. Человек понимает, что его обманули, лишь спустя время. Поэтому не всегда получается раскрыть преступление по горячими следам. Кроме того, телефонные мошенники чаще всего находятся на территории других городов, а то и ближнего зарубежья.
Почему люди попадаются на уловки мошенников? А все потому, что звонившие – хорошие психологи. Кроме того, звонившие часто используют интершум, в итоге создается впечатление, что действительно звонят из банка, Пенсионного фонда или многофункционального центра. Правда, когда правоохранители все-таки задерживают мошенников, то оказывается, что преступные действия ими совершались из обычной квартиры.
Елена Фасахова рассказала, что городская Общественная палата, Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг много лет занимаются решением проблемы финансового мошенничества. Их задача – профилактика. Для этого проводятся регулярные мероприятия: семинары, встречи со школьниками, студентами, пенсионерами. Общественники устраивают также встречи в цехах Магнитогорского металлургического комбината и на муниципальных предприятиях.
Фасахова уточнила, что способы мошенничества разные и ежедневно меняются. Наиболее распространенный способ – это хищение денег удаленно. Злоумышленник обычно представляется сотрудником банка либо сотрудником правоохранительных или государственных органов. Основной признак того, что звонит именно мошенник: он запрашивает личные данные и говорит о деньгах. Лучше сразу же прекратить разговор.
– Также есть еще способ – это введение в заблуждение, – сказала Елена Фасахова. – Не всегда эти случаи заканчиваются материалами уголовного дела, как правило, это гражданско-правовой спор. Людям предлагают приобрести товары и услуги или приглашают на бесплатные презентации товаров и услуг. В итоге гражданин приобретает товар или услугу, в десятки раз превышающие рыночную стоимость, в кредит. Есть еще один способ обмана, когда людям предлагают инвестировать свои средства в финансовый проект, игру на фондовом рынке или приобрести криптовалюту. Естественно, обещают золотые горы. А в итоге люди остаются без денег.
В связи с этим Общественная палата Магнитогорска подготовила памятки по распространенным схемам обмана и с рекомендациями как себя вести в этих случаях. Конечно, для борьбы с финансовым мошенничеством в первую очередь нужно усилить работу правозащитных организаций, совместно с правоохранительными органами и кредитными организациями. Наиболее эффективно было бы создать законодательный механизм, который обезопасил бы граждан от сомнительных финансовых операций. Так как Фасахова является членом экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России, она с коллегами подготовила законопроект о двойной верификации. То есть потребитель приносит в банк заявление о том, чтобы любые финансовые операции на сумму, например, более тысячи рублей, согласовывались с его доверенным лицом – это может быть как родственник, так и хороший знакомый. На сегодня законопроект уже поддержали члены экспертного совета Банка России, и в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Что касается Проектной школы МГТУ, то в ее стенах разработали электронного помощника-бота для профилактики мошенничества. Это информационно-профилактический ресурс, в котором электронный помощник играет роль мошенника, а пользователю нужно отвечать так, чтобы не быть обманутым.