23-24-73
22-42-57

 

Пон - Пт: с 10.00 - 19.00
Сб - Вск: с 10.00 - 18.00

От племён к империи

Новый литературный труд председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, доктора юридических наук, профессора Павла Крашенинникова представлен магнитогорцам.

Город, откуда родом Павел Крашенинников, который по сию пору считает себя именно магнитогорцем, уже видел книги именитого земляка. «12 апостолов права», «Времена и право» и «Заповеди советского права» – каждая была презентована в Магнитогорске и получила прописку в библиотеках города, в том числе правовом центре «Библиотека Крашенинникова».

Книга «От племён к империи» – своего рода учебник по истории России, в частности, её правовой системы, которая, вопреки утверждениям многих историков, очень отличалась законодательной базы Европы, а затем и Нового Света.

– Я не даю чисто исторических аспектов, я смотрю на всем известные, обычные вещи с правовой точки зрения, – подчёркивает Павел Крашенинников, приветствуя гостей, собравшихся на презентации в малом зале городской администрации. – Кстати говоря, порой это полностью меняет оценку каких-то событий и фактов. Потому что российское право, вобрав в себя многие законотворческие акты в мире, тем не менее, является особенным, а в чём-то даже уникальным.

В то время, когда в Европе составлялись так называемые варварские акты, развивалось право в Византии, уже отделившейся от Римской империи, правда пока ещё под названием Восточной Римской империи, Русь находилась на этапе племенного строя и вождества: вожди в дальнейшем стали князьями и автоматически собственниками всего, что было в княжестве.

– Главное, что необходимо учесть при оценке российского права, это то, что в те времена Русь жила по обычаям, принятым предками, и даже при формировании законодательных актов это учитывалось наиболее важным образом, – говорит Павел Крашенинников. – Вопросы, связанные с собственностью, также учитывают факт объединения княжеств, двигаясь от княжеской к государственной, частной и публичной собственности. Огромную роль в объединении русских княжеств, безусловно, сыграла церковь, которая также активно участвовала и в формировании правовых вопросов.

В школьных учебниках этот период принято называть феодальной Русью, однако, по мнению. Павла Крашенинникова, российский феодализм во многом отличается от общепринятого европейского – опять же, исходя из особенностей русского менталитета, привыкшего к родовым отношениям. Павел Владимирович, к примеру, объясняет, почему Александр Невский в течение своей жизни княжил в разных княжествах, если можно было всю жизнь посвятить мощному обустройству одного? Оказывается, это также связано с родовыми отношениями: чем старше в роду князь, тем лучший удел – княжество – ему и достаётся. Вполне логично также, что этот «княжеский круговорот» отнимал стабильность – распри между высокопоставленными родственниками во многом ослабляли русские уделы.

Первым князем, взявшимся упорядочить государственное обустройство, стал Ярослав Мудрый, авторству которого принадлежит «Русская правда». Многие называют этот системный акт подобным так называемым варварским актам Европы, но и здесь отличия найдутся – хотя бы потому, что, во-первых, написан документ был, опираясь на практику не папы Римского, а императора Царьграда–Константинополя. А во-вторых, «Русская правда», будучи системообразующим, а главное, практически повсеместно используемым документом, не могла не учитывать важность тех самых обычаев, на которых зиждилось право ранее.

– «Русская правда», подписанная, как утверждают историки, в Великом Новгороде, поскольку Ярослав лишь позднее княжил в Киеве, была живым и подробным документом, – рассказывает Павел Крашенинников. – Он включал в себя государственно-правовые, уголовные, наследственные вопросы, семейные акты и так далее. Однако в большинстве своём семейные вопросы рассматривал по-прежнему церковный суд – и это, опять же, отголоски обычаев.

Следующий шаг для развития правовой базы был сделан Иваном Третьим при помощи его жены, племянницы Византийского императора Софьи Палеолог. Это была продвинутая для своего времени женщина, которая привезла в Московскую Русь много книг, в том числе о государственном обустройстве. Историки склонны считать, что именно Софья стала инициатором окончательного избавления от юрисдикции ослабевшей к тому времени Золотой Орды. Однозначно говорить о том, что так оно и есть, Павел Крашенинников не берётся, но утверждает: жена русского царя, как минимум, внесла дополнительную энергетику в развитие Руси, в том числе на уровне правовом.

Далее – Иван Грозный и продолжение объединения земель, централизации царской власти – правда, мягко говоря, специфическим репрессивным методом, под который был подстроен очередной правовой документ, утверждённый Иваном IV. Павел Крашенинников называет его, по сути, первой конституцией, настолько широкий спектр вопросов был в нём рассмотрен. Однако согласен и с тем, что документ этот был направлен на абсолютную репрессивную власть самодержца.

Как отметил коллега Павла Крашенинникова, тоже законотворец, председатель Магнитогорского городского Собрания депутатов Александр Морозов, который уже успел полистать книгу, она написана лёгким и доступным языком, что, безусловно, должно стать дополнительным фактором к прочтению её горожанами, особенно молодыми людьми.

– История важна для понимания настоящего и будущего, – говорит глава города Сергей Бердников. – Как сказал классик, народ, не помнящий прошлое, не имеет будущего. И в этом отношении труд Павла Владимировича, безусловно, неоценим. Особенно приятно то, что презентовать свою новую книгу он приехал именно в Магнитогорск, жители которого с удовольствием каждый раз встречаются со своим земляком, ставшим одним из основоположников современного российского права.

 Текст: Рита Давлетшина

Яндекс.Метрика